У меня старые шины и аккумулятор: что с ними делать?

Разбор 11 декабря 2018

Утилизировать изношенные покрышки у нас принято одним-единственным способом: выбросил и забыл. Старые автомобильные аккумуляторы – так же. Однако избавляться от отслуживших свое деталей автомобиля столь варварским образом – это неправильно! Вредно, опасно и, наконец, просто невыгодно.

Как делать точно не надо

Для начала запомните: мусорный бак у дома или ближайшая свалка – неподходящее место для отслуживших аккумуляторных батарей или старых покрышек. Автомобильные аккумуляторы и шины российским ГОСТом отнесены к опасному мусору, причем не просто так. В составе АКБ – серная кислота, щелочь и ряд тяжелых металлов, вроде свинца и никеля. А шины, разлагаясь, выделяют в воздух и в землю массу токсичных нефтепродуктов. Наконец, свалка покрышек, будучи подожженной, – это источник вредной сажи и канцерогенов, распространяющий яд на сотни метров вокруг. Экологическое бедствие, пусть и в мини-формате.

Поэтому единственно правильный вариант избавиться от старых деталей – это утилизация. Об этом говорят во всем мире, этим занимаются даже в нашей стране (и, скорее всего, даже в вашем городе!) и этим способом достаточно легко воспользоваться!

Как избавиться от старого аккумулятора по закону

Утилизацией шин и аккумуляторов занимаются специализированные предприятия, перерабатывающие их во вторичное сырье и готовую продукцию или в безопасный мусор. Все, что требуется от вас – сдать их на переработку через сеть пунктов приема.

В Москве, Петербурге и крупных городах РФ количество таких пунктов исчисляется десятками, и почти везде за старый аккумулятор вы получите деньги!

Наименее затратный вариант – официальный сайт программы утилизации (oskab.ru), принимающей аккумуляторы для дальнейшей переработки. В этом случае вы:

  • – Экономите время на поиске,

  • – Находите адрес/представительство в своем городе/районe,

  • – Через встроенный калькулятор узнаете цену на прием АКБ.

В ОСКАБ аккумулятор легкового автомобиля оценивают в сумму от 200 до 700 р. Разброс цен зависит от фактической емкости аккумулятора – при приеме сотрудник сделает замеры.

Помимо крупных официальных компаний существует и целый ряд мелких и мобильных пунктов приема, так же готовых заплатить за старую батарею. В таких случаях (если компания честная) ваша АКБ тоже отправляется на переработку. А если не очень честная – то батарея может быть восстановлена и перепродана, но это уже забота правоохранительных органов.

Если не гнаться за выгодой, то вариантов еще больше. К примеру, на портале recyclemap.ru есть классификатор категорий мусора, который выдаст по вашему запросу наиболее удобный пункт сбора.

С шинами всё так же?

Избавиться от старых шин чуть сложнее. В крупных городах существуют предприятия по утилизации, которые занимаются тем, что дробят покрышки в резиновую крошку – там изношенные шины принимают охотно и бесплатно. Например, в подмосковной «ЭкоРезине».

Но чаще встречаются компании и центры по утилизации, которые требуют деньги за то, чтобы забрать ненужные вам шины. Сумма, как правило, небольшая – около 100-200 рублей за покрышку, в зависимости от ее размера, состояния и типа (сдать «шиповку», например, дороже из-за шипов – их приходится извлекать перед переработкой, зачастую вручную).

Поэтому заработать на утилизации старых покрышек скорее всего не удастся. Зато не выбрасывая их в мусорку, вы поступаете правильно и по закону.

По какому такому закону?

В Кодексе РФ об административных правонарушениях есть целая статья (8.2, «Несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами»), которая прописывает ответственность для тех, кто неправильно обращается с опасным мусором.

И штрафы не назвать маленькими:

  • 1000-2000 рублей – для граждан,

  • 10 000-30 000 рублей – для должностных лиц,

  • 30 000-50 000 рублей (с приостановлением деятельности) – для предпринимателей без юр. лица,

  • 100 000-250 000 рублей (с приостановлением деятельности) – для юр. лиц.

Проще говоря, выбросил старый аккумулятор в бак или кювет – должен ответить по закону.

А если никто не увидит?

Может быть, никто действительно и не увидит – но вот вам несколько занимательных фактов:

  • – На долю батарей (и батареек) сегодня приходится лишь четверть процента всех бытовых отходов, однако по их вине на свалках формируется до 50 процентов токсичных металлов.

  • – Шины разлагаются в среднем 120-150 лет, при этом нанося вред почве и грунтовым водам. А представьте себе гору из таких покрышек!

Хм, быть может, и моторное масло можно утилизировать?

Отработанное моторное или трансмиссионное масло (или любую другую смазку) в Москве принимают по 5-10 рублей за литр. Так что автосервис или станция ремонта, работающая с заменой жидкостей, не сливает старое масло под забором за боксами, а сдает его на переработку.

Но если вы любите обслуживать машину самостоятельно, то сдать 4-5 литров «жижи» у вас, скорее всего, не выйдет – минимальный объем, принимаемый на утилизацию, обычно ограничен 400-500 литрами. И все же – не выбрасывайте канистру со старым маслом, а завезите ее на ближайший сервис! Там его, скорее всего, с удовольствием заберут, а вы сможете гордиться своим поступком и рассказывать внукам, как спасли нашу планету от загрязнения.