Князь тишины: тест-драйв Rolls-Royce Phantom

Тесты Михаил Конончук 11 декабря 2018

На Rolls-Royce Phantom слишком легко повесить неверный ярлык – например, дорогой игрушки для рэперов, наркодилеров и им сочувствующих. Спорить сложно: эти люди и правда любят Фантомы – наравне с золотыми Lamborghini, трехосными «Геликами» и прочей безвкусной нечистью. Но вы же не станете утверждать, будто ручные гепарды, которые живут дома у той же публики, задуманы природой именно с такой целью! Вот и Phantom создавался совсем для других людей.

Чтобы это понять, достаточно посмотреть, где и как рождаются современные Роллс-Ройсы. После развода с Bentley и перехода под крыло BMW британцам пришлось строить новую фабрику, и местом для нее стало поместье лорда Марча в Гудвуде. То самое, где каждый год проходит знаменитый Фестиваль скорости – возможно, самое петролхэдское мероприятие в мире.

Мне как-то посчастливилось на нём побывать, и это очень похоже на рай. В одном месте собираются сотни самых крутых и редких спортивных машин в истории, приезжают бывшие и действующие гонщики высшего уровня – в общем, непонятно, как под тяжестью регалий не проваливается земля. Но парадокс в том, что все происходит так открыто, уютно и демократично, будто вы попали на ярмарку выходного дня. 

Так вот, завод Rolls-Royce не просто располагается в этих местах, пропитанных образцовой автомобильной (и человеческой) культурой. Он еще и искусно замаскирован от посторонних глаз: цеха стоят в низине, на крышах растет зелень, вокруг – живая изгородь. В итоге фабрику не видно ни с дороги, ни из самого Гудвуд-Хауса. И не слышно.

Понимаете, да? Базу самой помпезной марки планеты построили так, чтобы ни в коем случае никому не помешать! Как тут не вспомнить клуб «Диоген» из произведений о Шерлоке Холмсе – место, где во имя спокойствия запрещены любые разговоры…

В реальности таких клубов нет и никогда не было, но Phantom предназначен как раз для их потенциальных посетителей. Для тех, кто в жизни достиг великих высот, но в процессе достижения изрядно задолбался и теперь просто хочет отдохнуть. Чтобы вообще ничего не отвлекало, не мешало и не раздражало. И если воспринимать Rolls-Royce именно с этой точки зрения, все встает на свои места: его главная миссия – быть самым ненавязчивым автомобилем на свете. Насколько это возможно для хромированного исполина, который даже в короткобазной версии вымахал на 5,76 метра.

1 4

По этой логике можно предположить, что невообразимые габариты – это не вызов всем окружающим, не позиция абсолютной силы, а просто особый защитный механизм. Чтобы даже грузовики видели в Фантоме равного и относились к нему с уважением. Величественный, как сама Вселенная, но ни капли не агрессивный дизайн – сигнал подсознанию соседей по потоку: держитесь подальше, соблюдайте личное пространство. И ведь работает! Потому что даже сквозь московский час пик Rolls-Royce шагает в одиночестве, словно окруженный силовым полем.

Но еще более мощная защита окружает не сам автомобиль, а его пассажиров. Если электрозадернуть глухие черные занавески на окнах и не подсматривать в лобовое стекло, трудно понять, едете вы или стоите – до того тут тихо.

Шумоизоляцию Фантома бесполезно сравнивать с другими автомобилями – скорее, это квартира с очень хорошими стеклопакетами. Пусть окна у этой квартиры не во двор, а на улицу, но ощущения все равно сюрреалистические: человек снаружи физически неспособен доораться до тех, кто сидит внутри. Спросите у нашего фотографа.

Окружающий мир отсюда воспринимается как картинка на мониторе сверхвысокой четкости: чтобы убедиться в его реальности, вам придется опустить стекло. И мигом осознать, как же громко мы, человеки, живем.

А самое интересное, что британцы добились этого эффекта безо всяких модных систем активного шумоподавления – только толстенные (шесть миллиметров!) двойные стекла, покрышки Continental со специальной пеной внутри… И много, очень много звукопоглощающих материалов. Если конкретно, их здесь 130 килограммов. Сто. Тридцать.

Именно поэтому восьмой Phantom получился даже тяжелее седьмого – несмотря на то, что габариты слегка уменьшились, а в конструкции теперь используется больше алюминия. Впрочем, это лицемерие – рассуждать об экономии массы в автомобиле размером с Луну.

1 14

Поначалу габариты Фантома сбивают с толку: вроде обычный седан, но абсурдно огромный по всем направлениям. Садишься за руль – и чувствуешь себя Алисой, отпившей из той самой бутылочки.

Крыша выше, чем на иных кроссоверах, до пассажирской двери не дотянуться, а классическая фигурка «Духа экстаза» торчит там, где обычно уже находится следующий автомобиль. Да как на этой штуке ехать-то? В голову лезут мысли о том, что тест надо отменять, пока первая же царапина не лишила меня профессиональной гордости и финансовой свободы. Но скоро выясняется, что этот передвижной дворец стоимостью 45 миллионов рублей – едва ли не самый кроткий и послушный автомобиль, который можно себе вообразить!

Шасси здесь полноуправляемое – на небольших скоростях задние колеса поворачиваются в противоположную сторону относительно передних и это здорово облегчает маневрирование. По переулкам старой Москвы Phantom перемещается с грацией циркового слона: ты ждешь, что он намертво раскорячится за первым же углом, но каким-то чудом дело обходится даже без унизительного топтания вперед-назад. Раз – и повернул. Легко.

И во всем остальном – та же абсолютная, всепроникающая легкость.

Заднеприводный седан, у которого под капотом 570 сил и 900 Нм тяги, разгоняется так, словно до отказа набит задремавшими младенцами. Даже если забыть про манеры и с размаху вдавить акселератор в пол, вы получите быстрый – 5,3 с до сотни – но безупречно шелковый разгон: вестибулярный аппарат отмалчивается, и о наборе скорости можно узнать только по спидометру. А главное – даже на влажном асфальте система стабилизации ни за что не подаст вида, что изо всех сил расхлебывает последствия вашей горячности. Да и есть ли она там, эта система?

Конечно же, есть. Как и полный набор «железа», из которого состоят современные автомобили. Но о том, как это железо работает, я вам ничего не расскажу, потому что Фантом ничего не рассказал мне. Например, его руль – не более чем инструмент отправки приказов: знать, как именно они исполняются, водителю не нужно, и обратная связь отсутствует в принципе. Трансмиссия – вроде бы восьмиступенчатый «автомат», но моменты переключений не засечь даже сверхчутким сейсмографом.

Двигатель? Этот гигантский V12 объемом 6,75 литра работает тише и мягче, чем спят моторы обычных машин. А потому наплевать, что раньше он был атмосферным, а теперь получил две турбины – какая разница? Да вздумай британцы тайком перевести свои машины на батарейки, этого все равно никто бы не заметил – потому что Phantom и так едет как электромобиль. Бесполезный совет дня: если вы по какой-то причине не можете приобрести Теслу – купите Rolls-Royce.

Вы скажете: мол, Tesla – это не только сила тока, но и разнообразный хайтек. Так вот, здесь его тоже в достатке: от системы сканирования неровностей перед машиной и лазерно-светодиодных фар до бортовой электроники производства BMW. Да, это не новейшая баварская OS7 от X5, «трешки» и прочих, а система предыдущего поколения. Но графика дисплеев все равно безупречна, а список функций – неиссякаем.

Но есть один важный момент: если вы захотите, все это можно убрать с глаз долой. Главный дисплей мультимедийки уезжает в недра центральной консоли, пульт управления им ныряет в подлокотник, задние экраны прячутся за откидными столиками – и вот вокруг вас абсолютно аналоговый салон, который трудно отличить от прежних Роллс-Ройсов. Даже температура здесь регулируется классическими полосками «горячо-холодно» – никаких экрачиков!

Избавившись от цифровой шелухи, начинаешь замечать истинные, неподвластные времени ценности. Нежнейшую кожу, которую можно изучать под микроскопом, но так и не найти ни одного изъяна (об этом на заводе позаботились раскройщики шкур). Настоящий рояльный лак, который отличается от его имитации в других машинах, как симфонический концерт от рингтона старой «Нокии». Ковры из натуральной шерсти – настолько толстые и мягкие, что в них можно нырять.

Полированный металл... Если переплавить все элементы интерьера, которые из него сделаны, хватит на кузов для малолитражки.

Но всего этого в Фантоме может и не быть. Потому что клиент волен выбирать любые материалы, цвета и фактуры точно так же, как при обустройстве собственного дома. Британцы на это не просто готовы – они настаивают! Для этого создатели придумали «галерею» – пространство под стеклом на передней панели, где вы можете разместить свое уникальное произведение искусства. Холст, масло, фарфор, золото, перья жар-птицы, чешуя дракона – там может быть что угодно, сделанное кем угодно из чего угодно.

И как только ваша фантазия заработает на полную катушку, остановиться будет уже невозможно: кастомная лихорадка перекинется и на весь остальной салон. Скорее всего, в итоге вы обнаружите себя играющим в бога – расставляя светодиоды-звезды на потолке по собственной воле. И можете не сомневаться, что исполнено все будет с соответствующим качеством и вниманием к деталям.

Ровно по этой причине я уверен, что единственный серьезный недостаток Фантома – не ошибка и не просчет. Этот автомобиль создан маньяками-перфекционистами – и они физически были не в состоянии прозевать, не заметить или просто забить на такую штуку, как плавность хода. Да-да, у Rolls-Royce есть проблемы с плавностью хода!

В 99 процентах случаев он едет именно так, как от него ожидаешь: начисто отфильтровывая всю информацию о дороге и раскачиваясь, подобно большой и важной яхте. Причем Фантом делает это специально – даже на идеально ровном асфальте вас слегка качает вверх-вниз, то ли успокаивая, то ли убаюкивая. Но стоит попасть под колеса острой неровности или лежачему полицейскому, как подвеска вдруг теряет лицо: непроницаемую тишину разрывает громкий, гулкий стук, а величественный кузов сотрясается от сильной вибрации.

Симптомы знакомы, а причины понятны: сочетание пневмоподвески и больших тяжелых колес (у Фантома они 22-дюймовые) в большинстве случаев приводит именно к таким пробоям. Ими грешат и BMW, и Mercedes-Benz, и Range Rover, и вообще все. Но в Роллс-Ройсе удары получаются особенно болезненными – возможно, еще и на контрасте с абсолютной безмятежностью в остальное время. Но я не верю, что инженеры не смогли с ними побороться. Они оставили их сознательно.

Зачем? Возможно, для того, чтобы владелец машины не вздумал нарушать традиции и обязательно нанял профессионального водителя – и при этом четко понимал, за что ему платит. Кстати, по этой же причине у Фантома нет ни функции удержания в полосе, ни системы автоматической парковки – негоже ими пользоваться профессионалу. 

Но мне нравится еще одна теория: даже если ты всего достиг и отгородился от мира огромным Роллс-Ройсом, ты все равно должен поддерживать связь с реальностью. Ведь неспроста даже в клубе «Диоген» было принято не просто сидеть, а читать свежие газеты.

У вас есть только одно желание, выбирайте:

День с Rolls-Royce Phantom
Ночь со Скарлетт Йоханссон
Полет на истребителе
Возможность, наконец, отдохнуть и выспаться

Характеристики Rolls-Royce Phantom VIII

Двигатель

6.8 л / 571 л.с. / бензин

Коробка передач

автоматическая

Привод

задний

Кузов

Седан

Разгон до 100 км/ч

5.3

Цена, ₽

38 500 000 – 43 130 000 ₽