Икс-лифтинг: первый тест обновленной Lada Granta

Тесты Андрей Шульдешов 23 ноября 2018

После обновления семейство Lada Granta увеличилось сразу вдвое. Правда, формально: в Гранту были переименованы хэтчбек и универсал Калина. Теперь так называются сразу четыре варианта кузова: седан, лифтбек, хэтчбек и универсал, а позже на рынок выйдет еще и кросс-версия универсала.

Понятно, что решение объединить все семейство под общим именем – это такая маркетинговая хитрость. Когда-то Гранта не вылезала с первой строчки рейтинга самых продаваемых автомобилей, но потом сдала позиции, уступив пальму первенства Kia Rio и родственной Весте. Теперь же счет проданным автомобилям будет вестись не только по лифтбеку и седану, но и по хэтчбеку с универсалом, что явно скажется на статистике продаж самым положительным образом.

«Подъезжаю – стоит Granta. Объехала, смотрю в зеркало – а там Vesta»...

Вот так точно суть обновленной Lada Granta в одной фразе описала девушка на старой «Калине», которая сначала было проехала мимо, а потом не поленилась вернуться назад, чтобы получше рассмотреть машину. 

Обновленную Гранту действительно очень легко спутать издалека с Вестой, но ведь так и было задумано: модельный ряд Lada постепенно отходит от винегрета разных дизайнерских решений к единому корпоративному стилю. Не хватает наклейки: «Здесь был Стив Маттин». Тут те же хромированные накладки, тот же прищур фар – одним словом, тот же икс-дизайн.

Икс-фейс вижу. И что, это все?

Нет. На самом деле, изменений гораздо больше, просто не все они сразу заметны. Капот, например, немного другой: его кромка чуть вздернута кверху у основания ветрового стекла, и под этим «козырьком» теперь прячутся форсунки омывателя, которые раньше торчали прямо из капота. Задний бампер тоже слегка обновился, причем у всех версий по-своему. 

У седана площадка под номерной знак переехала с бампера на крышку багажника (на радость любителям не платить за уличную парковку). и архаичная личинка замка багажника наконец-то уступила место кнопке с электроприводом.

Сама крышка стала визуально чуть интереснее, на ней появилось больше выштамповок и ребер, и по ощущениям она стала жестче. Но петли слабые: при открывании нет никакого реактивного усилия, крышка хлипко гуляет туда-сюда и создается ощущение, что ее одним движением можно снять с петель и выкинуть. 

Чего не скажешь про лифтбек: стойки у него мощные, пятая дверь поднимается туго и медленно, как на электроприводе.

1 7

А вот боковые поверхности кузова в целом не изменились: сложные икс-образные выштамповки обошли их стороной. Поэтому Гранта смотрится попроще Весты и Иксрея, чётко соблюдая иерархию модельного ряда. Да и на ценнике такие изменения сказались бы не лучшим образом, а ведь цена – все еще главный козырь Гранты. К которому мы еще вернемся.

Салон, значит, теперь тоже как у Весты?

Нет. Интерьер покажется до боли знакомым всем, кто ездил на последних «Калинах»: здесь та же центральная часть передней панели, тот же бардачок (довольно тесный и неудобный). Намек на родство с Вестой кроется в новых декоративных накладках на передней панели и мультяшно-яркой приборке с новой белой подсветкой, которая считывается на удивление хорошо. 

Что же касается материалов отделки, то никаких сюрпризов ждать не стоит: по-прежнему бюджетно, жестко и пластмассово.

Важный пункт обновления Гранты – новые передние кресла, которым вроде как добавили боковую поддержку и немного изменили форму. И к креслам возникает очень большой вопрос, потому что увеличенной боковой поддержки не ощущается, но это еще полбеды. 

А настоящая проблема – это выталкивающий профиль спинки, которая давит на позвоночник и не дает удобно усесться: спина очень быстро устает.

1 11

Не помогает и довольно ограниченный набор регулировок. В топовых версиях Гранте положены разве что лифт водительского кресла в диапазоне 40 миллиметров и регулировка рулевой колонки.

Шумит?

Ну, так... В ходе обновления у Гранты доработали шумоизоляцию колесных арок – теперь во всех из них стоят фетровые подкрылки. Арки действительно не шумят, но про шумоизоляцию пола забыли: слишком хорошо слышно, как скребется трава по днищу, не говоря уже про гравий и мелкие камни. 

Ещё больше внимания привлекает не сам шум, сколько вибрации – Гранта весьма вибронагружена, особенно при пуске на холодную.

Самый верный способ избавиться от надоедливых шумов – сделать музыку погромче. В Гранте даже в топовой версии за это отвечает довольно простая магнитола без дисплея, но с USB, Bluetooth, четырьмя динамиками и слотом под SD-карту.

И потом, в Гранте куда больше внутренних шумов, чем внешних. Автомобиль словно живет собственной жизнью и постоянно привлекает к себе внимание разными механическими звуками: где-то в недрах машины постоянно что-то пощелкивает, поскрипывает, постукивает, даже если вы просто спокойно едете по прямой.

А что под капотом?

Набор силовых агрегатов действительно не изменился. Как и раньше, Гранта оснащается моторами объемом 1,6 литра: базовый восьмиклапанник выдаёт 87 л.с. и работает в паре с пятиступенчатой механикой, а шестнадцатиклапанный мотор представлен в вариантах мощности 98 и 106 лошадиных сил. 98-сильному положен четырехступенчатый автомат Jatco, а самый мощный вариант идет с пятиступенчатой роботизированной коробкой АМТ или с пятиступенчатой механикой.

Характер всех двигаталей узнаваем: они любят высокие обороты, оживая где-то после трех тысяч. Хотя без небольших, но приятных изменений не обошлось: моторы теперь «безвтыковые».

Безвты... что?

Так в народе называют моторы, у которых при обрыве ремня ГРМ клапаны не сталкиваются с поршнями и не гнутся. В таких двигателях на поршнях есть специальные выборки, в которые и попадают клапаны при обрыве ремня. Так что порванный ГРМ закончится, собственно, только порванным ГРМ, а не ремонтом «головы».

Впрочем, для автомобилей Lada это не то чтобы абсолютная новинка: некоторые ВАЗовские двигатели тоже не боялись встречи клапанов с поршнями. Таким был, например, мотор 11183, когда-то устанавливавшийся на ту же Гранту. Позднее, в ходе модернизации, Волжский автозавод перешел на другие поршни, которые безопасность клапанов уже не обеспечивали, и владельцы Лад с такими двигателями нередко сами меняли поршневую на аналог старого образца. Теперь же проявлять гаражную инициативу нет необходимости.

А в коробках передач что-нибудь поменялось?

Из трио трансмиссий не изменился только автомат, и с ним машина едет так же, как и раньше: в городе вопросов нет, а вот трассовые обгоны даются уже сложновато, потому что выбор из четырёх передач явно ограничивает возможности мотора.

Единственное изменение, коснувшееся механики, – это более короткая главная пара: 3,9 вместо 3,7. Так что версия с механикой по-прежнему самая шустрая из всех: до первой сотни автомобиль с мотором 106 сил разгоняется за 10,6 секунды. 

Передачи включаются хорошо, с легким и понятным механическим усилием, промахнуться или не суметь воткнуть нужную ступень еще надо постараться. Однако проблемы этой коробки не меняются и хорошо знакомы всем владельцам: как выла, так и продолжает выть.

Кое-что новое есть и у трансмиссии АМТ – пожалуй, самой противоречивой из всей троицы. Она получила тот же комплекс обновлений, что не так давно появился у робота «Весты». В очередной раз обновилась прошивка, которая сделала переключения более быстрыми. Появилось более выносливое сцепление и добавились новые режимы движения: например, появился «ползущий» режим движения в пробках (как на классическом автомате), и зимний режим, в котором автомобиль трогается со второй передачи, избегая пробуксовок. Кроме того, на Гранте с АМТ появился спортивный алгоритм, в котором отсечка чуть отодвигается, коробка дольше держит передачу, а реакции на газ чуть обостряются.


Ну подвеска-то по-прежнему всю машину переживет?

Да! Чего у Гранты не отнять, так это неубиваемой подвески. Возможно, ее настройки не порадуют тех, кто даже от Гранты ищет азарта и энергии жизни в поворотах. Но в случае ядерной войны на планете останутся тараканы, священные ворота Тории в Японии и подвеска Lada Granta.

Она не сдается даже на самой плохой проселочной дороге, позволяя ехать до неприличия быстро. Ей вообще не интересно, насколько большие и острые неровности попадают под колеса: с курса не собьешь, пробоя не спровоцируешь. Так что если вы надумаете проверить шасси на прочность, готовьтесь к поражению: Гранта будет только подначивать и говорить, что вы бьете как девчонка. А дорожный просвет даже при полной загрузке окажется не меньше 160 миллиметров.

Так покупать или нет?

Тут вот какое дело. На выходе мы получаем ту самую старую добрую Гранту, которая прощает ошибки начинающих водителей, готова работать как ломовая лошадь в роли автомобиля наемных строителей или служб курьерской доставки, и довольствуется дешевым и непритязательным обслуживанием на радость студентам и пенсионерам. Аскетичность, дубовый пластик, некомфортные кресла, – все эти минусы можно парировать тезисом «Найди дешевле». Точнее, можно было бы, если бы не...

Если говорить о начальных версиях, то в реалиях рынка под названием «базовый Солярис за 800» Гранте действительно можно простить неудобство и очень скупой набор опций (в базе не будет никакой регулировки руля, а на подушку безопасности может рассчитывать только водитель). 

А вот в максимальной комплектации стоимость Гранты вылезает даже за 600 000 рублей. Да, за такие деньги появятся и подогревы передних кресел, ветрового и заднего стекол, и кондиционер, и датчики парковки, дождя и света. Но нюанс в том, что с 585 тысяч рублей уже начинаются цены на Весту, а Гранта и за 600 тысяч будет оставаться Грантой. И когда автомобиль, который пытается быть похожим на Весту, стоит дороже, чем сама Веста, – это как-то неправильно. 

Согласны?

Да!
Нет

Характеристики LADA (ВАЗ) Granta I Рестайлинг

Комплектация

1.6 MT (87 л.с.)

Двигатель

1.6 л / 87 л.с. / бензин

Коробка передач

механическая

Привод

передний

Кузов

Седан

Расход топлива

6.8

Разгон до 100 км/ч

11.6

Цена, ₽

419 900 – 608 800 ₽