Тест Тьюринга: первая поездка на электрическом «Ягуаре»

Тесты Михаил Конончук 5 августа 2018

Мир катится в тартарары. Опять. Наше будущее – безликие и бесшумные электрические капсулы на автопилоте, которыми даже не придется владеть. Но парадокс в том, что эти прогнозы вгоняют в депрессию лишь кучку энтузиастов, а для подавляющего большинства они – великое благо.

Представьте: нажал кнопку, к тебе приехало твое личное пространство без заспанного Бердымухамеда за рулем, довезло до работы и укатило по своим делам – мечта же! Мойки и заправки, пробки и парковки забудутся как страшный сон… А для выпячивания социального статуса человечество и так изобрело кучу вещей, помимо автомобилей. И еще изобретет.

Это больше не сюжет научно-фантастической книги, а реальность, которая абсолютно точно наступит в течение пары-тройки десятилетий. Но в той же степени верно и другое: автомобили в привычном их понимании не исчезнут насовсем – так же, как не исчезли верховая езда, механические часы и парусные яхты. Более того, в огне революции сгорят только те, кому и так давно пора – бюджетные седаны, компактные кроссоверы и прочее уныние с моторчиком. Звучит цинично, но это правда: выживут только интересные тачки, ибо неинтересные вообще потеряют смысл.

А вот сохранятся ли двигатели внутреннего сгорания – большой вопрос. Давление экологов-истеричек успешно прогибает общественное мнение, а через него и позицию властей. Маховик ненависти раскручивается не первый год, с другого края традиционную индустрию подрывает мода на Теслы – и вот уже все крупные компании вливают миллиарды в электрические технологии. Включать заднюю, пожалуй, поздно.

Руководители Jaguar и вовсе недавно объявили, что через 10 лет в их линейке ни дизельных, ни бензиновых машин не останется. При этом они, несомненно, видят себя творцами именно автомобилей, а не беспилотных электроповозок. А значит, кроссовер I-Pace имеет историческое значение.

Перед нами первый серийный представитель нового вида. Первый выстрел в мишень, о которой несколько лет назад никто даже не подозревал.

Да, именно Jaguar, а не городские электрохэтчи вроде Nissan Leaf и VW e-Golf – те первыми выродятся в беспилотные капсулы. И не Tesla: как только позволят законы и технологии, Илон Маск радостно ампутирует своим машинам рудиментарные органы управления – и будет прав. Но Ягуару, чей слоган еще недавно звучал как «so alive», приходится сращивать свою традиционную ДНК с чем-то новым и непривычным – причем так, чтобы в результате получилась не бездушная коробка на колесах, но Автомобиль Одушевленный.

Таким образом, мне предстоит своеобразный тест Тьюринга: пообщаться с I-Pace и понять, человек он или машина. В смысле, живая машина или неживая. Видите, как все сложно?

Дизайн только запутывает еще сильнее. Сосредоточенный взгляд фар, бугры мышц под металлом крыльев, большой черный диффузор в заднем бампере – это теплая-ламповая классика, за которую мы любим спортивные машины вообще и Ягуары в частности. Непривычно выглядит гигантское (три метра!) расстояние между осями, но это объяснимо: так в машину влезает больше аккумуляторов, а заодно появляется «лишнее» пространство для пассажиров. Принимается.

1 13

Но что с осанкой? Это уже не хищный Ягуар, присевший на задние лапы: вместо грациозных, благородных пропорций у I-Pace почти симметричный профиль с неряшливо обрубленным хвостом и коротеньким капотом.

Да и сам капот – обманка! Для начала, он никакой не капот, а крышка переднего микробагажничка объемом 27 литров. А технически это что-то вроде громадного антикрыла, под которым пустота: воздух входит в прорезь в верхней части фальшивой решетки радиатора, а выходит перед лобовым стеклом. Британцы говорят, что это здорово улучшает аэродинамику, и хвастаются коэффициентом лобового сопротивления, равным 0,29. Неплохо для кроссовера, но было бы еще меньше, если бы дизайнерам не пришлось маскировать I-Pace под обычную машину: мысленно уберите этот «капот» – и получится очень странная, но, несомненно, более обтекаемая форма. Которая точно многих бы отпугнула.

А пугать клиентов ягуаровцы явно не хотят. Отважившись на эксперимент с силуэтом, дальше они были предельно осторожны: архитектурой интерьер напоминает маленький кроссовер E-Pace, а начинкой близок к Range Rover Velar. Только вместо двух дисплеев на отлогой центральной консоли здесь… Аж четыре! Нижний тачскрин вдвое меньше веларовского, зато по бокам от него – еще два круглых цветных экранчика, встроенных в крутилки «климата». Вышло не так оригинально, как у Рейнджа, но удобнее и, пожалуй, аккуратнее.

И вот что самое занятное. Все это цифровое хозяйство, которое год назад казалось верхом технологической наглости, теперь выглядит чуть ли не устаревшим! Появились тотально сенсорные Audi, Volkswagen Touareg с Царь-планшетом, Мерседесы и BMW с умными голосовыми помощниками – и вот у Ягуара уже просто салон. Ну, на тачскринах, эка невидаль. Удивлять они уже не удивляют, а вот подбешивать неважным быстродействием – подбешивают.

1 17

Но в остальном I-Pace старается быть настолько тактильным, насколько это возможно: в интерьере много дорогой кожи, металла – и даже натурального дерева, если вы закажете версию First Edition. У нее над бардачком выведено гордое «Crafted by Jaguar», и это программное заявление клиентам. В вольном переводе звучит примерно так: переход на батарейки – не повод переставать вкладывать душу в автомобили. Стало быть, она – душа – у этого Ягуара есть.

А сердцебиения – нет.

Он не заводится, а просто молча включается. Как ноутбук или смартфон. Зажглись дисплеи, загрузилась операционка – жми кнопку «D» и приступай к работе. В смысле, к езде. В недрах I-Pace не горит огонь, не молотят вверх-вниз поршни, не пульсируют клапаны впуска и выпуска… Черт, да он же вообще не дышит! Но если андроидам могут сниться электроовцы, то и наш электрокот еще способен оказаться настоящей живой личностью. Правда ведь?

К черту прелюдии, акселератор сразу в пол – и… Твою Теслу! Мы с Ягуаром вдруг становимся очень похожи, потому что я тоже перестаю дышать. Разгон до сотни за 4,8 секунды – не бог весть какое достижение, но восприятие легко скидывает с этой цифры секунду-полторы. Здесь нет пауз на смену передач, как класс отсутствует нарастание и убывание тяги – а есть только убийственно линейный, неутомимый набор скорости. Что-то вроде свободного падения, только не поперек планеты, а вдоль нее.

И антураж соответствующий: не слышно ничего, кроме стука сердца и свиста ветра. Впрочем, вы можете включить имитацию звука силами аудиосистемы – и тогда из колонок раздастся что-то вроде голоса традиционного ДВС, только пропущенного через автотюн, как у плохого поп-вокалиста. Получается странно, пошло и ненатурально – но еще хуже было бы, изображай I-Pace обычный автомобиль со всей достоверностью. Потому что он не автомобиль, и имеет право этим гордиться.

Забудьте все, что вы знали об остроте откликов на акселератор: здесь она выведена на новый уровень. В любой момент, на любой скорости ты нажимаешь на педаль – и сразу получаешь мощное ускорение. Даже не так: СРАЗУ. Jaguar всегда готов, его физически невозможно застать врасплох – поршневым машинам с коробками передач такое даже и не снилось. Вы будете раз за разом замедляться и снова разгоняться просто так, ради баловства – и наиграться в эти новые ощущения, кажется, невозможно.

Но важно понимать: I-Pace так впечатляет только потому, что он пока один.

Ездить мне на Матизе до конца дней своих, если я неправ: сопоставимые по мощности Mercedes-Benz EQC и Audi e-tron будут разгоняться точно так же, как этот Jaguar. Потому что безупречная эффективность – одновременно и достоинство, и проклятие любого электромотора: у статора и ротора, в отличие от поршней и шестерней, просто не может быть характера. А программно его имитировать пока никто не додумался.

То же самое и с управляемостью: I-Pace едет очень круто, но только потому, что он электромобиль. А не потому что Jaguar. Удивительно маленькие крены, подчеркнуто нейтральный баланс на входе и выходе – не более чем прямые следствия сверхнизкого центра масс, расположенного ровно между осями. А он, в свою очередь, обеспечен компоновкой: батареи под полом – такой же стандарт для электрокаров, как четыре колеса для машин вообще.

Захватывающие португальские серпантины Ягуару в радость: предел возможностей шасси нащупать проще простого, а балансировать возле него можно на одних инстинктах, вообще не включая голову. К тому же, врожденная система «антикрен» позволила расслабить подвеску: на опциональной пневме I-Pace не замечает ни мелочей, ни крупных выбоин, при этом почти не раскачиваясь и отлично держась за траекторию даже на неровном покрытии. Пролетая поворот за поворотом, я улыбаюсь все шире и шире… Но потом понимаю, что благодарить за это стоило больше дорогу, чем машину.

Организаторы сами все испортили: ну зачем надо было выгонять нас на хитрый автодром Альгарве, да еще и выдавать на ознакомительные круги купе F-Type? Самое простенькое, двухлитровое – но все равно в миллион раз более эмоциональное. Спереди здесь почти такая же двухрычажная подвеска, но насколько же больше информации на руле, интерактивности, вовлеченности в процесс! До чего интересно работать с балансом и тягой, как много оказывается, способен рассказать звук двигателя… Пересаживаешься обратно в I-Pace – а там пустота. Вакуум. Пусть и с лучшим временем круга.

1 8

Поймите меня правильно: это прекрасная машина – зверски быстрая, комфортная, отлично настроенная и очень способная. Чтобы продемонстрировать все таланты кроссовера, организаторы загнали нас на крутые грунтовые косогоры и даже в реку – заявленная глубина брода у Ягуара составляет полметра, поэтому никого в итоге так и не шандарахнуло. Да и с автономностью все окей: паспортный запас хода достигает 400 километров, а в реальных условиях «валим на все деньги» у меня получилось около 250.

Но жизни в этом электромобиле нет. Это не приговор, все исправимо: несколько сотен строк программного кода – и он научится имитировать пинки коробки передач при разгоне, ездить боком, рычать как компрессорный V8, и вообще по-всякому изображать настоящие тачки. Реализовать все это проще простого – «железные» ограничения по сути отсутствуют, а грамотный софт способен творить чудеса.

1 15

Все зависит от того, захотят ли этого клиенты – или представления о «правильных» автомобильных ценностях окажутся атавизмом, за который будет держаться кучка брюзжащих ретроградов вроде меня. И ответ на этот вопрос нам еще только предстоит узнать.

Характеристики Jaguar I-Pace I

Комплектация

Electro AT (295 кВт) 4WD

Двигатель

0 л / 400 л.с. / электро

Коробка передач

автоматическая

Привод

полный

Кузов

Внедорожник 5 дв.

Расход топлива

-

Разгон до 100 км/ч

4.8

Цена, ₽

5 825 000 ₽